27 Апреля 2024 05:51

Новости. Семинар для молодых специалистов

[ A+ ] /[ A- ]

Программа международной оценки обучающихся PISA свидетельствует о том, что Россия занимает 26 место по читательской грамотности из 70 стран. Российские учащиеся, которым для выполнения задания необходимо было извлечь информацию из таблицы, схемы или графика, затруднялись найти даже информацию, представленную в явном виде, соотнести информацию из разных источников, объединить её.

Навыки устного и письменного счета, каллиграфического письма, чтения, составлявшие основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас все в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.

Именно над решением такой проблемы работали учителя 20 февраля на семинаре-практикуме по теме «Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения». Педагоги начальных классов и русского языка МБОУ «СОШ №15» делились своим опытом с молодыми коллегами города.

Открыла семинар Санарова Наталья Владимировна материалом по теме «Читательская грамотность младшего школьника: содержание и пути формирования».

Елизова Наталья Анатольевна рассказала о приемах обучения навыкам чтения, которые использует в своей работе.

Богатейшим материалом поделилась педагог русского языка и литературы Карасева Людмила Николаевна. Она предоставила подробную информацию по теме «Формирование читательской грамотности при работе с текстом».

Ряд заданий ВПР, ЕГЭ, ОГЭ составлен на основе несплошных текстов, которые вызывают затруднения у обучающихся.   О способах работы с несплошными текстами рассказала русовед Ширяева Светлана Валериевна.

Майорова Ольга Викторовна, Юдайкина Елена Владимировна, Карсакова Татьяна Аркадьевна, Савина Светлана Юрьевна поделились с молодыми специалистами своими приемами смыслового чтения, которые они успешно применяют в своей работе.

Клочкова Любовь Николаевна показала фрагмент урока по окружающему миру. Через такую форму педагог продемонстрировал, как можно организовать мотивацию стратегии смыслового чтения и работы с текстом на уроках окружающего мира.

Очень интересно раскрыли тему «Развитие навыков смыслового чтения через драматизацию на уроках литературного чтения» Носова Анна Игоревна и Курилова Ольга Анатольевна. Они зарядили аудиторию, все участники были задействованы в розыгрыше басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Богданова Светлана Анатольевна выступила по теме «Оценка качества чтения и понимания текста PIRLS учащимися начальной школы». Педагог указала на то, что анализ выполнения отдельных заданий последнего международного теста выявил и некоторые трудности, с которыми столкнулись учащиеся. В частности, он показал, что отсутствие привычки обращаться к тексту всякий раз, когда надо уточнить какую-либо информацию, приводит к двум типичным проблемам:

  1. учащиеся плохо различают информацию, сообщенную в тексте, и информацию, которой владеют на основе своего личного опыта;
  2. они ограничиваются приблизительным, неточным вычитыванием информации из текста, а если вопрос требует развернутого ответа, школьники испытывают трудности, связанные с самим процессом письменного выражения мыслей.

На сегодняшний день нам важно не столько дать обучающимся как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметов, сколько вооружить его такими универсальными учебными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Все способы и методы работы, которыми поделились учителя, способствуют такому развитию.

 

Автор статьи

С.В. Ширяева,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №15»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.