22 Октября 2017 23:33

Список литературы для чтения

[ A+ ] /[ A- ]

Уважаемые  родители!

 Предлагаем Вашему вниманию возможный рекомендательный список детских книг для чтения во внеурочное время. Для того чтобы им воспользоваться необходимо соблюдать следующие правила по воспитанию  у ребенка потребности в чтении и книге.

 Правило 1.

Помните, что книга – это не наказание.  Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать. Для этого родители или педагоги во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый – просит продолжить чтение  ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).

Правило 2.

Для того  чтобы ребенок хотел читать сам, нужно как можно больше ему читать взрослым. Установите правила в семье: перед сном взрослый обязательно полчаса читает интересную книгу.

Правило 3.

Устраивайте дома (в семье) обсуждение прочитанных книг (кто что прочитал, о чем, что заинтересовало, удивило, готов поделиться). В этих обсуждениях важно участвовать и ребенку.

Правило 4.

В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.

Правило 5.

Приведенный ниже список  книг является рекомендательным. Только родитель может знать предпочтения своих детей, поэтому вправе воспользоваться данным списком или дополнить его своими книгами, которые с удовольствием прочитает   ваш ребенок.

1 класс. 

  • В.  Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные
  • А.  Прёйсен. Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый Новый год.
  • Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
  • А.  Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.
  • Э.  Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.
  • Н.  Носов. Живая шляпа. Фантазёры. Затейники.
  • В.  Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.
  • М.  Пляцковский. Солнышко на память.
  • М.  Зощенко. Умные животные. Показательный ребёнок.
  • В.  Кротов. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.
  • Д.  Биссет. Всё кувырком .
  • Ф.  Хитрук. Топтыжка.
  • Г. Остер. Зарядка для хвоста.
  • Г. Цыферов. Паровозик из Ромашково.
  • Е. Чарушин  «Тюпа», «Томка и сорока».
  • С. Михалков. Три поросенка.
  • Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.
  • Русские народные сказки. Петушок и бобовое зёрнышко. Теремок. Волк и лиса. Морозко.

 

Домашнее задание!!!!! (Если очень хочется….).

 Предложите детям нарисовать иллюстрации к тем книгам, которые прочитали. Перед тем, как они начнут рисовать, попросите их найти страничку в тексте (книге), фрагмент которой хотелось бы изобразить в иллюстрации. Посоветуйте детям сделать подписи под рисунком (возможно, заголовок, или предложение из текста).

Если ваш ребенок любит лепить, то предложите изобразить наиболее понравившийся или запомнившийся фрагмент  с помощью пластилина и природных материалов (шишек, веточек, колосков). Предложите подписать работу. 2 класс.

  • Т. Александрова. Домовёнок Кузька.
  • С. Михалков.  Праздник непослушания.
  • С. Козлов. Трям! Здравствуйте!
  • А.- К. Вестли. Папа, мама, бабушка восемь детей и грузовик.
  • Э. Хогарт. Мафин и его весёлые друзья.
  • М. Мокиенко. Как Бабя – Яги сказку спасли.
  • Э. Шим. Лесные сказки.
  • В. Постников. Карандаш и Самоделкин в стране пирамид.
  • С. Могилевская. Марка страны Гонделупы.
  • Э. Успенский. Школа клоунов.
  • В. Голявкин. Боба и слон.
  • О. Перовская. Ребята  зверята.
  • Э. Рауд. Муфта, Полботинка и Моховая борода.
  • Б. Житков  Рассказы о животных.
  • Б. Заходер  Остров Гдетотам.
  • А. Милн  Вини-Пух и все-все-все.
  • Н. Носов. Веселая семейка.
  • А. Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино.
  • Э. Успенский  Дядя Фёдор, пёс и кот.
  • В. Бианки Первая охота. Лесные домишки.  Чей нос лучше?  Хвосты. Лупленый Бочок. Лесной колобок — Колючий бок.  Паучок-пилот .
  • А. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди.
  • Русские народные сказки. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Терёшечка. Гуси – Лебеди.

 Домашнее задание!!!!! (Если очень хочется….).

 Предложите детям сделать рисованный мультфильм по прочитанным произведениям, сделайте подписи под слайдами. Или предложите им дополните содержание прочитанного текста: изменить начало и записать его в виде рисунков, знаков, придумайте другое окончание текста, изобразите его с помощью рисунков, записей.

Возможно, вы вместе с ребятами создадите мультфильм по прочитанному произведению. Для этого, выберите одно из произведений, перечитайте его еще раз, определите, какие фрагменты текста войдут в мультфильм, вылепите героев мультфильма, сделайте много фотографий, озвучьте.

 

3 класс. 

  • Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.
  • А. Линдгрен. Мадике и Пимс из Юнибаккена.
  • С. Прокофьева. Астрель и хранитель леса. Ученик волшебника. Приключения жёлтого чемоданчика.
  • И. Акимушкин. Следы невиданных зверей.
  • Д. Сабитова. Цирк в шкатулке.
  • Т. Крюкова. Чудеса не понарошку.
  • И. Токмакова. Маруся еще вернётся.
  • Ю. Алешковский. Кыш и два портфеля.
  • В. Голявкин. Мой добрый папа.
  • В. Чаплина. Питомцы зоопарка.
  • П. Ершов. Конёк-Горбунок.
  • Б. Житков. Что бывало.
  • С. Козлов.  Ёжик в тумане.
  • Т. Янсон. Муми-тролль и другие.
  • Е. Левитан.  Сказочные приключения маленького астронома.
  • В. Курчевский. Быль-сказка о карандашах и красках.
  • В. Дуров. Мои артисты. Мои звери.
  • Г. Пивоварова. По страницам занимательной географии.
  • А. Чехов. Белолобый.
  • Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
  • С. Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах.
  • Г. Черненко.  Путешествие в страну роботов.
  • Коваль Ю. Приключения Васи Куролесова.
  • Крапивин В. Оруженосец Кашка.
  • А. Пушкин.  Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Домашнее задание!!!!! (Если очень хочется….).

Предлагает  информацию, прочитанную в произведениях, книгах представить в форме «бортового журнала» , «двухчастного дневника», синквейна.

Бортовые журналы — обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме? (тема о природе, о животных, об авторе, по названию).

Что нового я узнал из текста? Что мне запомнилось? Что меня удивило?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

 Двухчастный дневник.

 Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке,  но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

Цитата

Комментарии

Можно предложить детям написать отзыв на прочитанную книгу с помощью «синквейна».

 

4 класс.

  • Эдит Патту. Восток.
  • В. Брагин. В стране дремучих трав.
  • А. Усачёв. Великий могучий русский язык.
  • С. Прокофьева. Тайна хрустального замка.
  • Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.
  • К. Булычёв. Сто лет тому вперёд. Девочка с Земли. Тайна Третьей планеты.
  • В. Крапивин. Мушкетёр и фея. Мальчик со шпагой.
  • Ю. Ситников. Возвращение кота.
  • Т. Ломбина. Дневник Пети Васина и Васи Петина.
  • Р. Погодин. Дубравка. .
  • Д. Даррел. Зоопарк в моем багаже.
  • В. Зарапин. Опыты на воздухе. Весёлые научны опыты для детей и взрослых.
  • Л. Мальмузи. Неандертальский мальчик в школе и дома Ларри.Необыкновенные приключения Карика и Вали.
  • В. Медведев. Баранкин! Будь человеком!
  • С. Алексеев. Идёт война народная.  Ради жизни на земле.
  • Е. Велтистов. Приключения Электроника.
  • Л. Кэрролл. Алиса в Стране Чудес.
  • Ю. Олеша. Три толстяка.
  • Б. Зубков.  Как построили небоскрёб. Из чего все машины сделаны?
  • М. Константиновский.  О том, как устроен атом. О том, как работает автор.
  • Г. Шторм. Подвиги Святослава.  На поле Куликовом.
  • А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Руслан и Людмила.
  • Ф. Зальтен. Бемби.

Домашнее задание!!!!! (Если очень хочется….).

 

Предложите детям записать «тонкие и толстые вопросы» по прочитанному произведению.

Толстые вопросы Тонкие вопросы
Дайте 3 объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему Вы думаете …?

Почему Вы считаете …?

В чем различие …?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если … ?

   Кто ?

Что ?

Когда ?

Может ..?

Будет …?

Мог ли … ?

Как звать …?

Было ли …?

Согласны ли Вы …?

Верно ли …?

Выберите те вопросы, на которые вам хотелось бы ответить письменно. Напишите ответ на эти вопросы.

Воспользуйтесь для осмысления прочитанного текста «таблицей – синтезом».

Перед чтением текста ребятам можно предложите записать в первый столбик таблицы ключевые слова, словосочетания, которые, каким кажется будут опорными в тексте.  Затем предлагается сделать записи во время чтения текста (выписать заинтересовавшие цитаты, слова, высказывания).  После прочтения текста в третий столбик сделать собственные пояснения, размышления.

 

Ключевые слова (до прочтения текста) Выписки из текста (цитаты) Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения).

 

Можно предложить детям написать отзыв на книгу.

Список литературы для чтения летом (5-11 классы)

 

Программы общеобразовательных учреждений. Литература.

Под редакцией В.Я. Коровиной. 5-11 классы.

5 класс

  • Русская литература:
    • Русские народные сказки: «Василиса Прекрасная», «Финист – Ясный Сокол»
    • Жуковский В. «Спящая царевна»
    • Пушкин А. Сказки
    • Гоголь Н. «Майская ночь, или Утопленница»
    • Куприн А. «Чудесный доктор»
    • Зощенко М. «Великие путешественники»
    • Платонов А. «Волшебное кольцо»
    • Паустовский К. «Кот-ворюга»
    • Астафьев В. «Васюткино озеро»
    • Белов В. «Скворцы»
  • Зарубежная литература
    • Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна)
    • Андерсен Г.-Х. «Соловей»
    • Гауф В. «Карлик Нос»
    • Дефо Д. «Жизнь и приключения Робинзона Крузо…»
    • Киплинг Р. «Кошка, которая гуляла сама по себе»
    • Линдгрен А. «Приключения Калле Блюмквиста»
    • Родари Д. «Сказки по телефону» или «Говорящий сверток»
    • Твен М. «Приключения Тома Сойера»
    • Толкин Д.Р.Р. «Хоббит, или Туда и обратно»
    • Уайльд О. «Соловей и роза»

 

6 класс

  • Русская литература XIX века
    • Пушкин А. «Повести Белкина» Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
    • Лесков Н. «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»
    • Тургенев И. «Хорь и Калиныч»
    • Достоевский Ф. «Мальчик у Христа на ёлке»
    • Толстой Л. «Хаджи-Мурат»
    • Чехов А. «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Налим», «Беззащитное существо», «Жалобная книга» и др.
  • Русская литература XX века
    • Алексин А. «Звоните и приезжайте»
    • Астафьев В. «Фотография, на которой меня нет»
    • Белов В. Рассказы для детей
    • Булычев Кир «Заповедник сказок»
    • Железников В. «Чудак из шестого «Б»», «Путешествие с багажом», «Чучело»
    • Зощенко М. Рассказы для детей
    • Искандер Ф. «Первое дело», «Запретный плод», «Мученики сцены», «Вечерняя дорога», рассказы о море
    • Крапивин В. «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»
    • Платонов А. «В прекрасном и яростном мире»
    • Паустовский К. «Мещёрская сторона»
  • Зарубежная литература
    • Брэдбери Р. «Третья экспедиция»
    • Генри О. «Вождь краснокожих»
    • Дюма А. «Три мушкетёра»
    • Конан Дойл А. «Горбун»
    • Купер Ф. «Последний из могикан», «Следопыт», «История с привидением»
    • Линдгрен А. «Приключения Калле Блюмквиста», рассказы
    • Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Сказание о Ките», «Белое безмолвие», «Там, где расходятся пути».
    • Майн Рид Т. «Всадник без головы»
    • Сетон-Томпсон Э. «Тито», «Мальчик и рысь», «Мустанг-иноходец», «Лобо»,
    • «Домино», «Улыбчивый певец», «По следам оленя»
    • Стивенсон Р. «Остров сокровищ»
    • Твен М. «Приключения Гекльберри Финна»
    • Толкин Д.Р.Р. «Хоббит, или Туда и обратно»
    • По Э. «Овальный портрет»

7 класс

  • Русская литература XIX века
    • Жуковский В. «Светлана»
    • Пушкин А. «Полтава», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь»
    • Гоголь Н. «Тарас Бульба»
    • Тургенев И. «Бурмистр», «Певцы»
    • Салтыков-Щедрин М. Сказки
    • Толстой Л. «Детство», «Хаджи-Мурат»
    • Куприн А. «Изумруд», «Тапер»
    • Чехов А. «Размазня», «Тоска» и другие рассказы
  • Русская литература XX века
    • Горький М. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Детство»
    • Бунин И. «Сны Чанга»
    • Зощенко М. «История болезни»
    • Грин А. «Алые паруса», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»
    • Фраерман Р. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
    • Розов В. «В добрый час!»
    • Рыбаков А. Трилогия о Кроше
    • Астафьев В. «Мальчик в белой рубашке»
  • Зарубежная литература
    • Брэдбери Р. «Всё лето в один день», «Зелёное утро», «Каникулы»
    • Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Белый клык»
    • Олдридж Д. «Последний дюйм»
    • По Э. «Лягушонок», «Золотой жук», «Овальный портрет»
    • Свифт Д. «Путешествия Гулливера» (в пересказе Т.Габбе)
    • Сент-Экзюпери А. «Планета людей»
    • Твен М. «История с привидением»
    • Уэллс Г. «Война миров»

8 класс

  • Русская литература
    • Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава»,
    • «Медный всадник», «Борис Годунов»
    • Пущин И. «Записки о Пушкине»
    • Гоголь Н. «Ревизор», «Женитьба», «Петербургские повести»
    • Тургенев И. «Ася», «Первая любовь»
    • Толстой Л. «После бала», «Детство», «Отрочество», «Хаджи-Мурат»
    • Бунин И. «Цифры», «Лапти»
    • Цветаева М. «Мой Пушкин»
  • Зарубежная литература
    • Бирс Э. «Человек и змея»
    • Гарди Т. «Роковая ошибка церковных музыкантов»
    • Генри О. «Вождь краснокожих»
    • Гюго В. «93-й год», «Человек, который смеётся»
    • Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается»
    • Джованьоли Р. «Спартак»
    • Диккенс Ч. «Пойман с поличным»
    • Ирвинг Т. «Жених-призрак», «Рип ван Винкль»
    • Киплинг Р. «Дьявол и морская бездна»
    • Конан Дойл А. «Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки»
    • Лондон Д. «Под палубным тентом»
    • Мериме П. «Взятие редута», «Коломбо», «Таманго»
    • Мопассан Г. «Туан»
    • Моэм У. «Завтрак»
    • По Э. «Очки», «Украденное письмо», «Лягушонок»
    • Стивенсон Р. «Владетель Баллантре», «Маркхейм»
    • Твен М. «Журналистика в Теннеси»,
    • «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
    • Уэллс Г. «Борьба миров», «Человек-невидимка»
    • Хаггард Г.Р. «Дочь Монтесумы», «Копи царя Соломона», «Дитя из
    • слоновой кости», «Ласточка», «Прекрасная Маргарет»
    • Честертон Г. «Тайна Фламбо»
    • Шекли Р. «Запах мысли»
    • Шелли М. «Франкенштейн, или Современный Прометей»
    • Ямамото С. «Диалог о песне»

9 класс

  • Русская литература
    • «Слово о полку Игореве»
    • Фонвизин Д. «Недоросль»
    • Карамзин Н. «Бедная Лиза»
    • Грибоедов А. «Горе от ума»
    • Пушкин А. «Евгений Онегин», стихи
    • Лермонтов М. «Герой нашего времени», стихи
    • Гоголь Н. «Мертвые души»
    • Чехов А. «Медведь»
    • Аверченко А. Рассказы по выбору учащихся, например, «Кривые углы»
    • Тэффи Рассказы по выбору учащихся, например, «Русские в Европе», «Маркита»
    • Булгаков М. «Похождения Чичикова»
    • Бунин И. Рассказы по выбору учащихся
    • Шолохов М. «Судьба человека»
  • Поэзия XX века:
    • Ахматова А.
    • Блок А.
    • Есенин С.
    • Цветаева М.
  • Зарубежная литература
    • Шекспир У. Сонеты
    • Мольер Ж.Б. «Мещанин во дворянстве»
    • Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
    • Распутин В. «Прощание с Матёрой»

10 класс

  • Русская литература
    • Пушкин А. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», стихи
    • Лермонтов М. «Герой нашего времени», стихи
    • Гоголь Н. «Мертвые души»
    • Островский А. «Гроза», «Бесприданница»
    • Гончаров И. «Обломов»
    • Тургенев И. «Отцы и дети», «Записки охотника»
    • Салтыков-Щедрин М. «История одного города»
    • Достоевский Ф. «Преступление и наказание»
    • Толстой Л. «Война и мир»
    • Лесков Н. «Тупейный художник»
    • Чехов А. «Маленькая трилогия», «Ионыч», «Толстый и тонкий» (рассказы), «Вишневый сад», «Дядя Ваня» (пьесы)
    • Фет А. Стихи
    • Тютчев Ф. Стихи
  • Зарубежная литература
    • По Э. «Убийство на улице Морг»
    • Уайльд О. «Портрет Дориана Грея»
    • Шоу Б. «Дом, где разбиваются сердца»

Список литературы для обязательного чтения в 11 классе

  • Проза конца 19-нач. 20 века
    • Бунин И. Стихотворения, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», сб. «Темные аллеи» (2-Зрассказа)
    • Куприн А. «Олеся», «Гранатовый браслет» и др.
    • Аверченко А. Рассказы (2-3)
    • Зощенко М. Рассказы (2-3)
  • Поэзия «серебряного» века
    • Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся
    • Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся
    • Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся
    • Цветаева М Стихотворения по выбору учащихся
  • Литература 20-х годов
    • Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»
    • Блок А. Цикл стихотворений, напр., «Стихи о Прекрасной Даме», Поэма «Двенадцать»
    • Есенин С. Стихотворения разных лет
    • Маяковский В. Стихотворения, поэма «Облако в штанах»
  • Литература 30-40-х годов
    • Булгаков М. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
    • Платонов А. Рассказы (2-3)
    • Толстой А.Н. «Петр I» (обзорное изучение)
    • Ахматова А. Поэма «Реквием», стихотворения по выбору учащихся
    • Пастернак Б. Стихи из романа «Доктор Живаго» и др.
    • Шолохов М. «Тихий Дон», рассказы по выбору учащихся
  • Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет
    • Некрасов В. «В окопах Сталинграда» или Воробьев К. «Убиты под Москвой»
    • Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., «Сотников»
    • Стихи о войне Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др.
  • Литература 50-80 годов
    • Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
    • Твардовский А. Обзор творчества.
    • Распутин В. «Прощание с Матерой»
    • «Деревенская» проза: В.Астафьев, В.Шукшин (по2-З рассказа)
    • Драматургия: Вампилов А.»Старший сын»
  • Литература русского зарубежья:
    • Набоков В. Рассказы, напр., «Машенька» или Шмелев Н. «Лето господне»
    • Авторская песня: Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.
    • Совр. фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие (по выбору учащихся)
  • Современная литература
    • Толстая Т. Из сб. «На золотом крыльце сидели…», «Йорик», «Кысь»
    • Улицкая Л. Любая проза
  • Обзор текущей периодики: журналы «Октябрь»,»Новый мир» и др.