21 Января 2018 08:29

Готовим ребёнка к школе

[ A+ ] /[ A- ]

Родителям

Первый год учебы имеет огромное значение не только в жизни ребёнка, но и родителей. Начало обучения ребенка в школе — сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе.

Всем Вам, взрослым, хочется, чтобы всё было хорошо, чтобы Ваш ребенок прекрасно учился, не болел, не уставал, был всегда веселым и жизнерадостным. И для этого Вы стараетесь подготовить ребенка к обучению в школе. Многие из Вас считают, что для этого достаточно научить его читать, считать, писать. Но Вы рискуете научить ребенка так, что учитель будет вынужден переучивать и прилагать большие усилия,чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребенка к школе. Конечно, научить ребенка читать, считать можно, но важнее формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению.

В понятие «психологическая готовность к обучению» входят следующие составные части:

  • развитие интеллектуальных способностей (мышление);

  • развитие памяти, внимания, воображения;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие речи;
  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • сформированность внутренней позиции школьника (я — школьник).
На нашей страничке «Малышок» мы предлагаем Вам свою помощь в подготовке Вашего ребенка к школе. Здесь Вы найдете примерные упражнения, направленные на развитие памяти , внимания, мышления. Более подробные задания можно найти по следующим ссылкам.
http://www.child-psy.ru/

http://www.gov.cap.ru/

http://www.nachalka.com/igrovaja
Желаем Вам успеха!
Прежде чем приступить к занятиям….
приступая к занятиям
Игра — основной вид деятельности дошкольников. Игра — не только удовольствие и радость для ребенка, но и важное средство самовыражения, проба сил. Через игру ребенок познает окружающий его мир, приобретает новые знания, умения, навыки, даже не догадываясь об этом.
Игра — главный помощник взрослых при подготовке ребенка к школе. При умелом руководстве со стороны взрослых игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, а неумелого — умелым. С помощью игры, незаметно для малыша, можно развивать внимание, память, мышление, воображение — качества, так необходимые для дальнейшей учебной жизни.
РАЗВИВАЕМ ВОСПРИЯТИЕ
упражнения на развитие умения различать и выделять предметы, а также буквы и цифры, написанные разным шрифтом.
Упражнение 1.
Рассмотрите с ребенком рисунок
Задание ребенку:

  • Сосчитай, сколько на рисунке спряталось птиц.

сосчитай птиц

Упражнение 2.
1.Рассмотрите с ребенком рисунок
Задание ребенку:
-Что изображено на рисунке? Раскрась рисунок разными цветами
2. Рассмотрите с ребенком рисунок

Задание ребенку:
  • Кто изображен на рисунке?

кто изображен?

Упражнение 3. «Чуткий слух»
Для выполнения задания нужна небольшая непрозрачная коробка с крышкой, а также штук 7-9 предметов, легко помещающихся в эту коробку.
Задание ребенку:
  • Определи на слух количество предметов в коробке.
Рекомендуем использовать самые разные предметы: пуговицы, игрушки, шарики, конфеты. Проследите, чтобы крышка коробки не открывалась самопроизвольно.
Упражнение 4. «Точный глаз»
Для выполнения задания нужен прозрачный стакан, а также штук 10-15 небольших предметов, свободно помещающихся в этот стакан.
Задание ребенку:
-Определи на взгляд количество предметов в стакане.
После этого стакан с предметами демонстрируется ребенку в течение 10-15 секунд. Стакан убирается, и ребенок называет, сколько, по его мнению ,в стакане находится предметов.
Упражнение 5 «Нежные пальцы»
Для выполнения задания нужен непрозрачный мешочек или пакет и штук 8-10 различных отрезков веревочек, шнурков или проволоки длиною 10-15 см.
Задание ребенку:
  • Определи на ощупь количество отрезков в мешочке.
Ребенок, пошарив рукой в мешочке, называет, сколько, по его мнению, в мешочке находится различных отрезков
РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ
Основные свойства внимания — устойчивость, переключение и распределение
  • Устойчивость внимания — это способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь. Будущие школьники могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1-1,5 часа.
  • Переключение внимания — это способность переходить от одного вида деятельности к другой, от одного занятия к другому.
  • Распределение внимания — это способность действовать сразу с двумя или несколькими предметами. К началу учебного года дошкольники могут распределять внимание между 6-7 предметами.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному
  • Непроизвольное внимание характеризуется тем, что вызвано новыми, привлекательными и интересными в данный момент предметами
  • Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на задании, даже если оно неинтересно.
От уровня произвольности внимания, его объема, концентрации зависит успешность обучения в школе
Упражнение на развитие устойчивости внимания
Устойчивость внимания можно проверить по таблице Шульте. Это таблица с арабским цифрами от 1 до 25; цифры расположены в случайном порядке. Они применяются и для развития поля чтения. Норматив 25 секунд. В дальнейшем он сокращается до 12 секунд.
Цифры пишутся на листах ватмана из школьной папки для черчения.
Варианты таблиц.

5

14

12

23

2

14

8

7

24

21

15

6

16

9

14

7

18

8

11

22

16

25

7

24

13

22

1

10

9

8

1

8

20

24

2

16

25

13

2

9

11

3

20

4

18

16

5

6

20

11

15

24

17

14

19

21

15

9

17

1

19

13

17

12

2

7

4

13

19

3

3

12

21

23

4

Задание ребенку:
-найди и покажи цифры в порядке возрастания (убывания).
Ребенок считает про себя, указывая ручкой на цифры
Полезный совет: повесьте такие таблицы на стене и позаботьтесь, чтобы он время от времени обращал на них внимание
Упражнение 2
Соединить последовательно точки и угадать, что получилось
РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ
Память бывает:
  • слуховая
  • зрительная
  • моторная
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной. Ребенок может уже ставить себе цель — запомнить что-либо. Для этого он с большим или меньшим успехом подбирает средства, облегчающие процесс запоминания.
У каждого свой объем памяти, то есть число элементов (цифры, слова, предметы), которые можно удержать в памяти. Средняя величина объема памяти взрослого человека 7±2 предмета, ребенка 4±2.
Маленьким детям очень нравится игра «Платочек».
  • Положите на стол несколько мелких игрушек, покажите их ребенку (примерно 15 секунд) и накройте их платочком; затем предложите вспомнить, что там лежит.
  • Можно незаметно заменить одни игрушки другими и спросить: «Что появилось нового? Что изменилось?»
Упражнение «Пары слов»
Предложите запомнить несколько слов (начать можно с 5-6), предъявляя каждое слово из них в паре с другим словом. Например,вы называете такие пары: кошка — молоко, девочка -бантик, мальчик — машина и т. п. — и просите ребенка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете любое первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.
Упражнение «Повтори-ка»
Назовите ребенку любое слов, например, машина. Ребенок повторяет его и называет другое слово, например, автобус. Теперь снова вы повторяете: «Машина, автобус» и называете другое слово, например, такси. Так продолжается до тех пор, пока не прервется цепочка, т. е. К
то-то не сумеет повторить все слова.
Упражнение «Внимание, заметь все!»
Для тренировки зрительной памяти, например, по дороге в детский сад, можно поиграть в игру «Вспомни, что у тебя на столе?»
РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ
Основные формы мышления, которые формируются уже в дошкольном возрасте, — это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.
  • Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.
  • Наглядно-образное мышление — основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок учится пользоваться различными планами, схемами.
  • Логическое мышление — это умение рассуждать, делать умозаключение в соответствии с законами логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинаются складываться элементы логического мышления. Операционными компонентами мышления являются операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Упражнение на развитие умения анализировать

Упражнение 1 «Третий лишний»
  • яблоко, вишня, помидор
  • час, килограмм, минута
  • козленок, корова, теленок
  • шапка, шарф, кепка
  • мыло, веник, мочалка
  • карандаш, стакан, ложка
  • кастрюля, сумка, чемодан
  • колбаса, молоко, молоток
  • телевизор, диван, холодильник
  • кошка, собака, волк
Полезный совет:
— попросите ребенка обосновать свой выбор
— не забывайте: главный вопрос — почему ты так думаешь?
Упражнение 2 «Смысловой ряд»:

  • лиса — нора, медведь —…. (берлога)
  • больница — лечение, школа — ….(обучение)
  • сахар — сладкий, лимон — ….(кислый)
  • рыба — вода, птица — ….(небо)
  • птицы — перья, звери — ….(шерсть)
  • осень — зима, дождь — ….(снег)
  • куртка -замок, шуба -….(пуговица)
Упражнение 3 «Сравни»
Найди жука, который отличается от всех остальных. Чем он отличается?
найди отличия
упражнение на развитие образного представления
Упражнение 1.
Загадывайте ребенку загадки. Учить детей отгадывать загадки — значит учить их соотносить их речевую форму описания с графической формой. При отгадывании ребенок должен объяснить, почему он дал такой ответ.
Упражнение 2.
Разрежьте любые картинки на части, пусть малыш соберет, «полечит»
Упражнение 3. «Дорисуй»