19 Марта 2024 11:06

Музей

[ A+ ] /[ A- ]

[Group 1]-ELV_8572_ELV_8583-12 images
Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые учащимися знания становились не только более осознанными и прочными, но и переходили бы в убеждения, смыкались с нравственностью, эстетикой, патриотизмом.
Эта проблема неразрывно связана с требованием времени. В поисках путей решения стоящих задач учителям может помочь обращение к литературному, историческому краеведению. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой с судьбы. Занятия поэтическим творчеством, краеведением являются важным источником патриотического, духовного воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Приобщая школьников к прошлой и современной жизни родных мест, способствуем формированию высоких нравственных принципов. Краеведение вводит детей в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в художественном творчестве.
Книги поэтов, писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, труд людей. Близость к природе убеждает учащихся беречь и приумножать ее богатства, созданные усилиями поколений.
Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют интерес к поискам нового, этим способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. Такие занятия обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.
В.Бианки писал, что краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных.
С 2002 года в нашей школе функцию исследователей выполняют кружковцы литературно-краеведческого клуба «Поиск». Все началось с того, что при  посещении библиотеки № 2 (теперь библиотека им. Ю. Федотова) учащимся попал в руки журнал «Сибирь» с рассказами Г.Ф. Муравьева. Это вызвало интерес к рассказу и личности автора. Завязалась с того времени с Г.Ф. Муравьевым творческая дружба. В результате собран материал о личности и творчестве автора. Была проведена читательская конференция по рассказу «Грачи» в читальном зале библиотеки с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и учащихся школы № 15.
А к 70-летию Победы поисковцы предложили организовать краеведческий музей в школе. Инициативу ребят поддержали директор школы Н.И. Цветкова, работающая в то время зам по воспитательной работе Н.Ю.Барсукова, художник-оформитель Л.Н. Матвеева.
Избранный девиз  «Пусть каждый день твоей жизни будет наполнен творческим поиском, дерзанием» действует  до сих пор . Деятельность клуба организована в двух направлениях: «Проба пера» и литературное краеведение. Участниками являются учащиеся разны возрастов. Аккуратное посещение занятий и активная работа обязательны для всех. Действуют заповеди: «Научился сам – научи другого», « У нас нет пассивных». Младшие учатся у старших составлять вопросы для интервью, готовить выступления , систематизировать собранный материал, участвовать в публичных представлениях. Совет клуба (7 человек) составляет план работы совместно с руководителем Ниной Васильевной Пешковой, который утверждается затем на заседаниях. Формы работы разнообразны: беседы руководителя, встречи с интересными людьми, доклады, исследовательские работы с презентациями, чтение литературы, экскурсии, круглые столы, уроки-размышления, читательские конференции и т.д.
Работают три секции: поэтическая, поисковая, оформительская. Творческую деятельность направляет руководитель и староста. Деятельность осуществляется в тесной связи со школьной и городскими библиотеками, городским краеведческим музеем, ветеранами ВОВ и тыла, обществом «Отечество» , первопроходцами города. В свое время были исследованы биографии первостроителя И. Перетолчина, писателя-прозаика Г. Муравьева, первого мэра города Ю Федотова, первых геологов и комсомольцев на усть-илимской земле. В музее появились выставки на темы «Ради жизни на земле» — собран материал о Станиславском А.И., Михеевой Н.И, Курбатове В.Д., Панове Н.А., Светлаковой В.И., что используется при проведении бесед с учащимися.
В настоящее время в музее действуют экспозиции о первопроходцах, комсомольцах, делегатах комсомольских съездов в Москве:

«Пионерская, октябрьская и комсомольская атрибутики»;
«Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут»;

муз2

«40 лет газете «Усть-Илимская правда»;
«Городской литературный клуб «Поиск» — детище газеты «Усть-Илимская правда»;
«Учитель, перед именем твоим…».
Положено начало экспозициям:
«Слава русской стороне» (военная атрибутика);

муз3

«Нумизматика» (коллекция монет);
«Бонистика» (коллекция бумажных денег).

Музей активно готовится к юбилею победы в  ВОВ.
Большую помощь в сборе воспоминаний, фотографий, проведении праздников оказывает председатель общества ветеранов 11 микрорайона А.П. Бычкова, О.М. Басак, В.П. Залетина, А.Н. Попова, семья Станиславских.
Собранные материалы проходят обработку и используются в оформлении тематических выставок, на школьных мероприятиях, в выступлениях учащихся на городских и региональных конференциях. Это помогает школьникам занимать призовые места, знакомиться с интересными  людьми.