Адаптация вашего ребёнка к школе
Уважаемые родители!
Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.
Уровни адаптации |
Содержание |
Высокий уровень |
— Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые
требования воспринимает адекватно. — Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи. — Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля. — Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам). — Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. — Занимает в классе благоприятное статусное положение |
Средний уровень |
— Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не
вызывает отрицательных переживаний. — Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно. — Усваивает основное содержание учебных программ. — Самостоятельно решает типовые задачи. — Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны. — Общественные поручения выполняет добросовестно. — Дружит со многими одноклассниками |
Низкий |
— Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.
— Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение. — Наблюдаются нарушения дисциплины. — Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно. — Самостоятельная работа с учебником затруднена. — При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса. |
— К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься,
необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей. — Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания. — Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников |
Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.
Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, особенно в первый год обучения.
Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся:
- умение собрать свой портфель (ранец);
- поздороваться с учителями и детьми;
- задать вопрос учителю или однокласснику;
- ответить на вопрос;
- слушать объяснения и задания учителя;
- выполнять задание;
- попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;
- умение долгое время заниматься одним и тем же делом;
- обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
- разделять работу на части;
- адекватно реагировать на замечания;
- объяснить то, с чем не согласен;
- учитывать мнение других;
- гордиться своей работой и не скрывать этого;
- устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
- брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;
- самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;
- умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.
Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы — очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.
Помните! Ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:
- в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;
- советуйтесь с ним, невзирая на возраст;
- признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней);
- извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;
- почаще ставьте себя на его место;
- всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;
- пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть;
- не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;
- сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.