15 Августа 2018 13:28

Захаркина Е.И. «Мобильное обучение в современном образовательном процессе»

[ A+ ] /[ A- ]

В жизни современного общества мобильные устройства играют огромную роль. Различные технические устройства получили широкое распространение и оказывают серьёзное влияние на многие аспекты жизни людей. Благодаря доступности мобильных устройств, простоте их использования и большому набору функций, появляются возможности использования данных технологий во многих областях общественной жизни. Мобильные устройства давно уже перестали быть лишь средствами связи. Сегодня благодаря им появляются новые сферы деятельности, происходят значительные изменения в культуре и образовании.  Безусловно именно мобильные устройства и приложения, на них реализуемые, как нельзя лучше подходят для решения задач, стоящих перед современным человеком. Согласно последнему отчету comScore [1] количество пользователей, выходящих в интернет с мобильных устройств превысило количество пользователей, работающих в интернете с обычных компьютеров. Очевидно, что мобильные устройства становясь одним из важнейших инструментов деятельности человека, не могут не повлиять на один из главнейших аспектов жизни общества, а именно, образование. Важность внедрения и применения мобильных технологий в системе образования подчеркивается и в «Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от  15.05.2013 г. № 792-р «К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий»[2]. В современном образовании появляется новое направление – мобильное обучение.

Многие отечественные и зарубежные исследователи задаются вопросом что же такое мобильное обучение? Подходы к определению этого понятия разнятся.

Наиболее лаконичный подход к определению рассматриваемого понятия демонстрирует Логинова А.В. говоря, что «мобильным обучением можно назвать форму обучения, где не существует никаких требований к нахождению ученика в заданном месте» [3].

Погуляевым Д.В. мобильное обучение определяется как форма организации учебного процесса, основанного на применении мобильных компьютерных устройств и беспроводной связи [4].

Вульфович Е.В. утверждает, что мобильное обучение –это  использование мобильных телефонов, смартфонов, коммуникаторов, карманных портативных компьютеров в преподавании и обучении независимо от места и времени [5].

Большое количество зарубежных исследователей так же занимаются развитием понятия мобильного обучения и наиболее эффективного способа его внедрения.

Духничем Ю. [6] проведен анализ рассматриваемого понятия, определения которого даны на уважаемых в научном сообществе интернет-порталах. Ниже приведем некоторые из этих определений.

Мобильное обучение –это любая учебная активность, в которой преимущественно или исключительно используются портативные устройства –телефоны, смартфоны, планшеты, и т.д., но не обычные стационарные компьютеры.[ 7 ]

Мобильное обучение –это любая активность, которая позволяет людям быть более продуктивными в таких процессах, как потребление и создание информации, и так же любое взаимодействие с нею, с помощью компактного цифрового устройства, которым человек пользуется регулярно. Такое устройство должно обеспечивать надежную связь и помещаться в кармане. [ 8 ]

Как мы видим из  представленных определений, внимание исследователей проблемы мобильного обучения сосредоточено на способах и методах сбора и хранения информации, возможности легкого доступа к ней с помощью мобильных средств, а также ее распространения. Такой подход представляется ограниченным, при его реализации не учитывается личностный вклад в обучение участников образовательного процесса. Бондаренко Н.Г. предлагает рассматривать мобильное обучение с двух точек зрения. «С точки зрения технологических особенностей мобильных устройств, мобильное обучение представляет собой применение портативных технологий, вместе с беспроводными и мобильными телефонными сетями, для облегчения, поддержки, улучшения и расширения охвата преподавания и обучения. При этом, мобильное обучение может происходить в любом месте, в любое время, в том числе в традиционных условиях обучения…». « С точки зрения дидактических особенностей мобильных электронных устройств, мобильное обучение представляет  собой процессы (личные и общественные) получения знаний в ходе взаимодействия людей в различных контекстах и ситуациях на основе применения мобильных электронных устройств, обеспечивающих интерактивный характер взаимодействия с целью облегчения, поддержки, улучшения и расширения охвата преподавания и обучения[9].

В ходе анализа понятия видим, что мобильное обучение не просто процесс внедрения мобильных устройств в отлаженный механизм преподавания. Появление мобильных технологий требует пересмотра механизма взаимодействия участников образовательного процесса. Возникает необходимость в создании новых методических материалов, ином способе организации учебного процесса. Это значит, что для успешного применения мобильных устройств в процессе обучения должны быть реализованы следующие принципы:

  1. разработка современных образовательных программ, ориентированных на реализацию принципов мобильного обучения;
  2. активное внедрение методов, совершенствующих навыки самообучения;
  3. переход к более гибкой организации учебного процесса с внедрением мобильных устройств.

Таким образом видим, что внедрение мобильного обучения является перспективным и в дальнейшем ведет к повышению качества образования, т.к. способствует не только накоплению знаний, но и оттачивает методы самостоятельного их получения.

Литература:

  1. comScore [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http// www.comscore.com/rus/. –Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 24.02.2016).
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от15.05.2013 г. № 792-р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://минобрнауки.рф_2013-2020.pdf . -(Дата  обращения: 24.02.2016).
  3. Логинова А. В. Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе[Электронный ресурс]. /А.В.Логинова// Молодой ученый : ежемесячный научный журнал. — 2015. — № 8. — С. 974-976. –Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/88/17423/ -(Дата  обращения: 24.02.2016).
  4. Погуляев Д.В. Типовая функциональная архитектура системы управления мобильным обучением/Д.В. Погуляев // Научно-техническая информация. Сер. 1, Организация и методика информационной работы. — 2007. — № 4. — С. 22-24.
  5. Вульфович Е.В. Роль мобильного обучения в оптимизации преподавания иностранных языков./Е.В. Вульфович // Известия ВГПУ.-Волгоград, 2014.-№6(91).- с.161-164.
  6. Духничем Ю. Мобильное обучение [Электронный ресурс]/Ю. Духнич. –Режим доступа: http://www.smart-edu.com/mobile-learning.html.
  7. IADIS International Conference Mobile Learning [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://mlearning-conf.org.
  8. eLearning Guild [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.elearningguild.com.
  9. Бондаренко Н.Г. Понятие «Мобильное обучение / Н.Г.Бондаренко //Перспективы развития информационных технологий .- 2014 .- №20.-с.97-103.