28 Марта 2024 22:33

Родительское собрание «Безопасность в киберпространстве»

[ A+ ] /[ A- ]

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы затронем одну из самых серьёзных и волнующих наше общество проблем — безопасность в киберпространстве. Глобальная сеть проникла во все сферы жизнедеятельности современного общества, и это привело к вовлечению подрастающего поколения в информационное пространство.  Даже дети 5-6 лет активно пользуются Интернет-сервисами. Просмотр видеоконтента (мультипликационных, познавательных  и художественных фильмов и др.),  игры, поиск необходимой информации, общение в социальных сетях – это  неполный перечень функций Интернета для школьников.

Для обозначения глобального информационного пространства, состоящего из множества компьютеров, устройств, их соединяющих, спутников и позволяющего организовать общение через социальные сети, чаты, телефонные разговоры, передачу больших объемов данных на очень высокой скорости, используют термин — киберпространство.

В киберпространстве действуют законы и правила, которые мы и наши дети должны соблюдать. Поэтому, говоря о безопасности в нём, используется специальный термин – кибербезопасность.

Кибербезопасность — это набор методов и способов, предназначенных для защиты компьютеров, компьютерных сетей, программ и данных от несанкционированного доступа к информации, от её копирования, изменения или уничтожения.

21 декабря 2010 года Государственная Дума приняла Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в котором было введено понятие информационной безопасности детей как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».

На всех уровнях школьного образования начинают вводить  курс «Основы кибербезопасности». Во всех школах Российской Федерации компьютеры оснащены программами-фильтрами.

Когда в 6-7 лет дети приходят в школу, то меняются их взаимоотношения с окружающим миром. У них появляются новые обязанности, связанные с выполнением домашних заданий и дополнительных поручений классного руководителя, новая информационная среда для активного участия в школьной жизни — Дневник.ру. Школьники и их родители, подключаясь к Дневнику.ру, узнают оценки, домашние задания, обсуждают мероприятия и новости школы, превращают личную страницу в портфолио, где афишируют свои достижения. Тогда же младшие школьники начинают осваивать и другие социальные информационные среды: ВКонтакте, Одноклассники.ru, Telegram, Viber, которые, в отличие от Дневник.ру, не являются закрытыми и безопасными.

Дети начинают общаться удалённо друг от друга и не имеют возможность воочию увидеть реакцию других людей на свои действия и шутки. Случается, что школьники переступают моральные границы в отношениях со своими сверстниками. Незначащие шутки в социальных сетях иногда достигают размеров серьезной травли, последствия которой могут быть самыми трагическими.

Психологи выделили виды агрессии в Интернете:

  • троллинг — размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтной обстановки путём нарушения правил этического кодекса интернет-взаимодействия;
  • флейм — обмен сообщениями в местах многопользовательского сетевого общения, представляющий собой словесную войну, нередко уже не имеющую отношения к первоначальной причине спора. Сообщения флейма могут содержать личные оскорбления и зачастую направлены на дальнейшее разжигание ссоры;
  • нападки;
  • клевета;
  • самозванство.

Для описания таких моральных атак на детей был введен термин кибер-хулиганство, отличительной чертой которого является возможность стать жертвой в своем собственном доме, на глазах близких людей.         Сегодня выделены виды кибер-хулиганства:

  • кибербуллинг или интернет-травля. Травля в сети проходит более жёстко, чем в обычной жизни, а её последствия могут быть совершенно незаметны для взрослых. Порочащие честь и достоинство комментарии к фотографиям знакомых и незнакомых ребят, сообщения, лживые новости о том или ином человеке – вот далеко неполный перечень противоправных действий, которые может совершить человек в сети, ощущая себя при этом абсолютно безнаказанным. Один и тот же ребёнок может одновременно быть и участником одной травли, и жертвой другой. Согласно данным проведённого IT-компанией «Лаборатория Касперского» исследования, 13% сетевых конфликтов переросли в реальные, 7% оставили у детей тяжелейшие психологические травмы, при этом 26% родителей узнали о них позже, чем они начались;
  • кибер-груминг — вхождение в доверие к ребёнку любого возраста c целью использования его в сексуальных целях. Преступники, опираясь на знание психологических особенностей развития детей разных возрастных периодов, начинают общение с ними, втираются в доверие, стремятся стать другом и из виртуального общения, пытаются перейти в реальное. Детям самостоятельно очень сложно справиться с такими «доброжелателями», так как они прилагают максимум усилий для того, чтобы полностью подчинить себе жертву.

Желание иметь много друзей, общаться, чувствовать себя в центре событий особенно характерно для школьников подросткового возраста. Но этим детям присуща и растущая неуверенность в себе, стремление понять, кем стать в будущем, чем заниматься, в чем смысл жизни и где грани этой жизни. Некоторые подростки впадают в депрессию. Они перестают нормально спать, общаться с родителями, у них теряется интерес ко всем своим прежним увлечениям и к учебе в школе, возникает ощущение постоянной усталости. Всё это заставляет подростков в Интернете искать ответы на то, что с ними происходит, погружаясь в него всё глубже и глубже. И здесь для детей появляются новые опасности и риски: сообщества, секты и т.д. Обычно их создатели – это люди с хорошим знанием психологии и медицины. Они знают, как поддержать ребенка, приободрить, стать другом, заставить сделать то, что им надо.

Риском использования сети Интернет является посещение учащимися сайтов, распространяющих вредоносные программы. В основном это происходит при подготовке домашних заданий, например, в форме доклада. Школьник ищет информацию, его вниманию предлагается книга с обещанием того, что в ней он найдёт всё необходимое. Школьник не задумается, что этот файл может быть потенциально опасным. Речь идёт о файлах, которые инициируют запуск вредоносного программного обеспечения. Особенностью данных файлов является то, что их расширение может быть двойным, например, *.pdf.exe или *.jpg.exe. Школьники видят главным образом первую часть названия, скачивают файл и соглашаются с запуском программы. Вредоносный код внедряется в программное обеспечение компьютера, и злоумышленники достигают своей цели: скачивают данные, нарушают корректную работу компьютера, приобретают контроль над всеми его ресурсами.

Если в описанной ситуации школьники являются жертвами, то при скачивании контента, защищенного авторским правом, они фактически становятся преступниками. Большинство пользователей считают, что всё, выложенное в сети, является абсолютно доступным для копирования и использования. Некоторые допускают мысль о необходимости указания автора и адреса, по которому была найдена информация. Но если обратиться к статье 1229 «Исключительное право» Гражданского кодекса РФ, то в ней указано, что «правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)». Таким образом, если автор явно не дал согласие на копирование своего материала, то применение его будет незаконным и повлечёт за собой ответственность. Именно этого и не понимают большинство школьников, скачивая художественные и мультипликационные фильмы, музыку, игры, распространяют контент, делятся с друзьями в социальной сети новой игрой, выкладывают в группу для всеобщего просмотра интересный фильм, отправляют по электронной почте понравившийся музыкальный хит — вот неполный список противоправных действий, совершаемых школьниками ежедневно.

Риск попасть в неприятную ситуацию возникает у детей и при работе с сайтами, предлагающими пользователям разбогатеть. Основной мотив рекламы заключается в обещании большой финансовой прибыли и отсутствии какой-либо работы. При этом приводятся лжепримеры людей, якобы выигравших крупные суммы денег. Дети попадаются на такие призывы, и смело начинают действовать, тратя деньги своих родителей. Указание ребенком в социальной сети своего номера телефона позволяет мошенникам в дальнейшем отправлять ложные SMS сообщения о розыгрыше велосипеда, автомобиля и т.д. с просьбой отправить в ответ сообщение с некоторым текстом, например, «я счастливчик». Итогом такой операции будет снятие денег со счета мобильного телефона. К последнему может привести и покупка каких-либо товаров в Интернет-магазинах. Некоторые из них предлагают скидки в обмен на предоставление информации о себе, например, номер мобильного телефона, адрес местожительства, паспортные данные родителей и т.д. Желание сэкономить движет школьниками при передаче посторонним лицам своих персональных данных. Дети  не задумываются о серьёзности последствий своих поступков.

Какие есть средства и методы снижения рисков использования киберпространства школьниками?          Во-первых, установить программы-фильтры. Они позволят блокировать рекламу опасного характера, сайты экстремистской и «взрослой» направленности, защитить от вирусов и т.д. В основу разработки таких программ положена одна из технологий фильтрации либо их комбинация:

1) фильтрация по ключевым словам (конкретные слова и словосочетания используются для включения блокировки веб-сайта);

2) динамическая фильтрация (содержимое запрашиваемого веб-ресурса анализируется в момент обращения. Загрузка страниц ресурса в браузер блокируется, если содержимое определяется как нежелательное);

3) URL фильтрация (запрашиваемая страница или целый домен могут быть определены как нежелательный ресурс, вследствие чего доступ к таким страницам блокируется).

Примерами контент-фильтров, обеспечивающих соблюдение российского законодательств, касающегося защиты школьников от опасных Интернет-ресурсов, являются SkyDNS.Школа, ContentWasher, NetPoliceChild, KasperskyInternetSecurity, Интернет цензор.

Применение облачного контент-фильтра SkyDNS, блокирующего доступ к опасным сайтам еще до передачи информации с таких ресурсов, предполагает отсутствие необходимости ставить какое-либо программное обеспечение на компьютеры.

Система родительского контроля SkyDNS защищает как отдельные компьютеры и мобильные устройства, так и всю домашнюю сеть через подключение к системе домашнего Wi-Fi роутера. Особенностью SkyDNS является действие поисковой системы poisk.skydns.ru, дополнительно фильтрующей все поисковые запросы на предмет запрещенного контента. Разработчики обеспечивают корректную работу поисковой системы путем регулярного отслеживания запрещенных сайтов. В течение 15 дней можно использовать данную систему бесплатно.

Российская разработка  KasperskySafeKids не только защищает детей от поиска неподходящих сайтов и информации, но и регулирует применение программ на компьютере, осуществляет контроль времени использования устройств, позволяет следить за публикациями ребенка ВКонтакте с помощью портала MyKaspersky.

Программа ContentWasher характеризуется большой функциональностью: позволяет создавать белый и черный список сайтов, блокировать социальные сети, ограничивает использование компьютера ребенком по времени. ContentWasher блокирует сайты, содержащие запрещенные слова, проверяет ICQ сообщения и сообщения электронной почты, блокирует рекламу, поддерживает режим безопасного поиска картинок, ограничивает запуск игр и программ.

Сайт «Спасение Детей от Киберпреступлений» представляет одноименную общественную организацию, созданную 19 января 2016 года родителями детей, погибших в результате киберпреступлений. Основная цель деятельности организации состоит в выявлении противоправных действий в отношении детей в Интернете, в предотвращении преступлений, в организации помощи пострадавшим детям и их родителям. На сайте представлены статьи по рассматриваемой проблематике, приведены законы, которые определяют ответственность взрослых, представлены памятки для родителей и детей: «Безопасный интернет», «Смертельно опасное воздействие на ребенка в соцсетях», «Права, обязанности и ответственность родителей». Кроме того, родители могут посмотреть документальные фильмы, передачи, репортажи, интервью, повествующие о киберпреступлениях и способах борьбы с ними, ознакомиться с процессом настройки родительского контроля в операционной системе семейства Windows.

Речь идёт о самом сложном возрасте – переходном. Когда ребёнок пытается разобраться в том, что ему нужно, понять окружающий мир, чувствует дисгармонию внутри себя. Он ещё и не взрослый самостоятельный человек, но очень хочет таковым стать, при этом старших окружающих ему слушать уже не хочется. Они кажутся ему авторитарными, надменными. И здесь появляется человек, который общается дружелюбно и располагающе, втирается в доверие. Подросток начинает зависеть от этого общения, а родители становятся лишними, от них приходится что-то скрывать.

Несколько правил для родителей:

  • Будьте в курсе событий ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве, интересуйтесь его активностью в Интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети или игре, где он «обитает».
  • Расскажите о нормах онлайн-этикета.
  • Объясните необходимость защиты персональной информации. Любая личная информация, которую ребенок выкладывает в сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.
  • Проинформируйте о том, где можно получить помощь. Если ребёнок столкнётся с проблемой в сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу технической поддержки или к взрослому, которому он доверяет.
  • Станьте для ребенка примером ответственного онлайн-пользователя.
  • Знакомьтесь вместе с детьми с новинками компьютерных игр, обсуждайте их, а иногда и поиграть в онлайн-игры.
  • Родители сами должны доверять детям и вызывать доверие у них. Именно такой подход позволит объяснить ребёнку, почему нельзя делиться в Интернете информацией личного характера, пересылать свои фотографии малознакомым людям, включать в состав друзей в социальных сетях всех, кто делает соответствующий запрос.
  • Если возникла неприятная ситуация, например, агрессия против ребенка с чьей-либо стороны, необходимо сохранять все полученные письма, файлы и изображения для обращения в правоохранительные органы.

Благодарим за внимание!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.