26 Апреля 2024 07:24

Родительское собрание «Детско-родительские отношения: будущее определяется сегодня»

[ A+ ] /[ A- ]

Дети – это наше будущее. А всякое будущее предопределяется нашими сегодняшними действиями. Мы сами несём ответственность за то, что делаем или не делаем. С появлением детей мы несём ответственность и за их будущее. Родителям хочется, чтобы дети соответствовали самым высоким требованиям, были умными, добрыми, добивались успехов в спорте, искусстве, учёбе. В них хочется воплотить свои, возможно, несбывшиеся мечты.
Каждый ребенок уникален, в его характере есть разные черты, порой неожиданные для родителей. При взрослении его становление, саморазвитие и самовоспитание предопределяются тем, как выстроили адекватные и оптимистичные жизненные цели его ближайшего будущего родители.
Чтобы разобраться в отношении ребёнка к различным направлениям деятельности, ответьте на возникающие вопросы от имени своего ребенка. Нравится ли ему делать то, к чему вы его пытаетесь приобщить. Может ли он объективно это делать? Проанализируйте ситуацию, видя в ребёнке, в первую очередь, положительные стороны. Помогите ему построить конструктивное взаимодействие с образовательной средой, избежать конфликтных ситуаций.
Если конфликт возник, то его надо не бояться, а воспринимать как направление, куда надо приложить первоочередные усилия. Разрешать конфликт желательно через сотрудничество, диалог, но иногда надо и уходить от конфликта, искать компромисс согласно ситуации. Главное, при анализе конфликта, рассмотреть все факторы, способствующие его возникновению.
Анализ конфликта основан на разных методах:
человек ставит себя на место другого, а затем в своём воображении воспроизводит мысли и чувства, которые этот другой испытывает в данной ситуации, как бы делая психологическую имитацию внутреннего мира другого человека. Затем делается вывод о мотивах и внешних побудителях поведения этого человека, его целях и устремлениях. На основе результатов психологического анализа строятся дальнейшие взаимоотношения с человеком;
человек вникает в переживания другого человека. Это полезно делать, если вы эмоциональны и склонны к интуитивному мышлению;
человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о партнёре по взаимодействию, рационально опираясь на своё мышление, подходит к анализу ситуации и пониманию другого человека.
Не забывайте, что какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, особенно связанные с детьми, они не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали.
Советы, которых при этом желательно придерживаться:
Не принимайте поспешных решений, это приведет к ошибкам;
будьте справедливыми по отношению к ребёнку, ставьте его интересы на первое место;
не стремитесь утвердить свою позицию, будьте мудрее;
если уже произошел конфликт, то постарайся найти правильное решение;
не унижайте достоинство других;
будьте гуманными по отношению к тому, с кем конфликт.
Конфликтная ситуация – это обозначение противоречий, содержащих истинную причину конфликта. Например, детско-родительские отношения дают трещину из-за подготовки к урокам.
Условий, необходимых, чтобы домашние задания способствовали развитию ребенка, три: режим и правильная организация, организующая помощь взрослых, мотивация.
Режим и организация. Нормальный режим любой деятельности предполагает чередование работы и отдыха. Например, чтобы сердце могло много лет работать, мышца вначале сокращается, а потом расслабляется — нормальный сердечный ритм. Таков и принцип организации уроков в школе: уроки чередуются с переменами. Если делать уроки без перерыва, то продуктивность деятельности снижается. Проанализируйте, почему ребенок делает уроки так долго. Переписывание заданий с черновика в чистовик? Или нет перерывов? Или ребенок садится за уроки сразу после школы, не отдохнув?
Рекомендации для правильной организации приготовления уроков:
садиться за уроки примерно в одно и то же время;
отводить на домашние задания дневное время. Если за уроки ребенок садится в 8 часов, дождавшись маму с работы, то результативность его работы небольшая;
давать ребенку отдохнуть после школы;
делать уроки не более 2 часов. Проанализируйте, на что тратит время ребенок, и подумайте, как его можно оптимизировать;
делать перерывы во время приготовления уроков с проветриванием комнаты, гимнастикой, каким-либо движением.
Организующая помощь Вспомните, кто из вас делал уроки самостоятельно и с какого класса вы делали уроки сами? Условия жизни у родителей были другие, больше было самостоятельности. Сейчас помощь родителей заключается не в том, чтобы сделать уроки за ребенка, а в том, чтобы научить его работать самостоятельно. От родителей должны поступать организующие вопросы, которые побуждают ребёнка задуматься над планированием собственной деятельности, а не выдают готовые ответы.
Пример родительского контроля: «Запиши условие. Теперь запиши ответ. Здесь не «а», а «о», исправь».
Пример организующей помощи: «Что ты теперь будешь писать? В этой строке у тебя одна ошибка. Найди ее».
Рассмотрим ещё примеры организующих вопросов.
Помощь в планировании выполнения задания. Например: «Как ты будешь решать эту задачу? С чего ты начнешь? Что ты сделаешь сначала, а что потом? Расскажи, как ты будешь выполнять это задание». Очень важно: проговаривать не конкретные этапы решения учебной задачи («Сначала пишем вот эту формулу»), а помогать ребенку по возможности обозначить последовательность действий самостоятельно.
Помощь в организации собственной работы. Например: «Что тебе предстоит сделать? Что ты будешь делать сейчас? Как ты считаешь, сколько времени это займет? Как ты распределишь время?».
Помощь в осуществлении самоконтроля. Необходимо не указывать на недостатки и ошибки напрямую, а помогать находить ошибки самостоятельно. Это можно сделать следующими способами:
указать на наличие ошибки без выделения непосредственно ошибочного ответа (указать количество ошибок, строка, в которой есть ошибка, и т.д.);
привлечь ребенка к оценке собственной работы: «Удалось ли тебе достичь поставленных целей?»;
самооценка ребенка выполнения задания по таким параметрам, как скорость, точность, правильность.
Мотивация и настрой. Вспомните, кто из вас в школьные годы любил делать уроки или садился за них с удовольствием? Что вам помогало относиться к урокам положительно? Ребёнку надо помочь преодолеть негативное отношение к этой деятельности. Чем ребенок занимается с удовольствием? Тем, что соответствует его собственным интересам, занятиями, в которых они успешны и которые им удаются. Настраиваем ребёнка на успех, подчёркиваем сильные стороны ребёнка.
Если же приготовление уроков проходит в атмосфере критики и замечаний, то неудивительно, что дети не хотят садиться за домашние задания.
Рекомендации родителям, чтобы настроить ребенка на выполнение домашних заданий:
настраивайте ребенка на то, что уроки ему по силам и он с ними легко справится: «Я думаю, мы все сделаем быстро, там нет для тебя ничего сложного»;
обязательно обращайте внимание на то, что у ребёнка хорошо получилось (решил задачу, написал буквы и т.д.);
не критикуйте личность ребенка, критикуйте результат его деятельности. Не говорите: «Ты такой рассеянный!», а скажите: «В этом задании пропущено одно слово»;
указывайте на сильные стороны ребенка: «Ты внимательный», «У тебя хорошая память».
предлагайте ребенку самому выбрать, с какого предмета начать и в какой последовательности делать уроки. Это даст ему возможность почувствовать, что у него есть пространство для выбора. Нет единого правила, подходящего для всех учеников без исключения: один ребенок долго настраивается на работу и ему лучше начинать с легкого, а другой быстро устает и ему проще сначала выполнить самое трудное задание.
приготовление уроков ни в коем случае не должно превращаться в игру. Изредка, в первом или втором класс, можно использовать какие-то элементы игровой мотивации (например, «Давай посмотрим, кто из нас быстрее справится с этой задачей»), но часто этим приемом пользоваться не стоит.
Если родитель сможет найти для себя и ребенка оптимальный вариант продуктивного использования времени приготовления домашних заданий, приучит ребёнка к самоорганизации, учебному труду, привьёт навыки анализа, то тогда у ребёнка будет и адекватная самооценка, и уверенность в себе, и эффективное взаимодействие с людьми, и успех в делах.
И ваше будущее, и будущее ребёнка предопределяется вашими сегодняшними действиями, которые надо начать с анализа собственного подхода к детско-родительским отношениям, принципам здорового образа жизни, позитивного мышления ради собственных детей и расширения круга их возможностей.

Счастья и взаимопонимания вашим семьям!

Инесса Васильевна Танькова, заместитель директора,
с использованием материалов ГКУ «Центра профилактики, реабилитации и коррекции»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.