30 Ноября 2020 00:30

Новости. Классный час «Иркутская область. История добрых отношений»

[ A+ ] /[ A- ]

Классный час «Иркутская область. История добрых отношений»

На нашей планете Земле насчитывается около 3000 народов.
Российская Федерация — одна из огромнейших в мире многонациональных стран, на территории которой проживает приблизительно 166 народностей — от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает 100 человек.

На территории нашей Иркутской области  проживает около 136 национальностей, большинство из которых переселились сюда из других областей страны или из соседних стран (см. презентацию).

Развитие Иркутской области началось с XVII века, когда на Сибирскую землю пришли русские первопроходцы. Надо сразу заметить, что с исконным населением первые русские установили добрые отношения, традиции которых продолжаются и сейчас.

Давайте вместе заглянем в историю нашего края и его народов.

Давние предки

В Прибайкалье человек появился в древнекаменном веке,  примерно 25000 лет назад на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.   Древние поселения  найдены так же  в Боханском и  Осинском районах, в Мальте, Бурети, в долинах рек Куды и Ангары, на Лене и на  острове  Ольхон. 

            О жизни предков рассказывают сохранившиеся стоянки, погребения, наскальные рисунки.

Природа Прибайкалья в те времена напоминала северную тундру, в которой обитали стада мамонтов, носорогов, северных оленей.  Охота на этих животных, а значит,  наличие большого запаса пищи, позволяли людям оставаться долго на одном месте.  Не кочевать. Они строили жилища из камня, дерева,  шкур и костей животных. Из костей, камня и дерева  изготавливали так же орудия труда.

            Древние жители Прибайкалья — курыканы.

Курыканы для своего времени были высокоразвитым народом. Они вели полуоседлый образ жизни. Основное занятие – скотоводство, которое давало им  больше животных продуктов, чем охота и рыбалка. Курыканы разводили  коз, быков,  превосходных коней и даже верблюдов. Занимались звероловством. Умели приручать и одомашнивать диких животных.

Для повышения продуктивности своих пастбищ курыканы первыми в Восточной Сибири применили искусственное орошение сенокосных угодий. Так же они сеяли пшеницу, просо, коноплю.  Собирали съедобные растения.

Курыканы владели разными ремеслами, но главным из них было кузнечное искусство. Древние металлурги плавили  руду, из железа и чугуна  изготавливали  ножи, лопаты, наконечники стрел и копий, стремена,  серпы, жернова, другие предметы быта и украшения. Есть сведения, что для заготовки корней  растений  они применяли железные лопатки  с деревянной рукояткой.

Курыканы поддерживали широкие политические и культурные связи с другими народами Байкальского региона, Южной Сибири и Центральной Азии.

Со временем из-за войны с древнетюркским племенем  они вынуждены были уйти в леса и на территорию нынешней Якутии. Из этих групп сложились впоследствии якутская и тунгусская (эвенкийская) народности.  А на их территорию пришли монголы,  кидане,  тюрки. Начался процесс складывания  единого бурятского этноса, сохранившего в своей памяти высокую культуру предков, а во внешнем облике монголоидные черты. 

            Буряты

Первоначально буряты они назывались  баргуты – «лесные люди». Впоследствии  это слово превратилось в слово  «буряты». Народ вёл полукочевой образ жизни, занимались разведением крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей. Охотились на коз, медведей и пушных зверей.

В среде бурят строго соблюдались  вековые традиции. Если скотовод резал живность, то на свежатину приглашались все ближайшие соседи. Охотники часть своей добычи  относили соседу, если тот не мог прийти к нему на угощение.

Буряты славились своим гостеприимством и почитали нищих, которым  щедро  раздавали  подаяние.  Не обделяли они и заезжих гостей, выделяя им, при необходимости и стол, и дом.

Одной из древнейших традиций было гостевание,  когда собираются  гости  и  обходят близлежащие  улусы (поселения), угощаются, пляшут, поют. Обычно это происходит летом во время религиозного праздника – Тайлагана.

Жизнь бурята — скотовода не была однообразной. Развлекались они, устраивая хоровое пение, танцы, игры, которые  были выражением охотничьих традиций.

Буряты исповедуют шаманизм.  Традиционные праздники — Сагаалган и  Сурхарбан.

            Сагаалган – праздник Белого месяца, восточный Новый год начинается с первого весеннего новолуния.  Наступает рано утром, сразу с восходом солнца. Среди традиционных бурятских блюд, которые ставят на праздничный стол, белые блюда: молоко, творог, саламат и все белые кушанья. Белый цвет у бурят символизирует благополучие, чистоту помыслов, здоровье, процветание. Усадить гостя на  войлок белого цвета – значит оказать ему почести.

В обычаях бурят существует интересное правило — «правило достаточности»,  которое не соблюдается только в Сагаалган. Правило достаточности очень простое:  не бери больше, чем тебе нужно; не ешь больше, чем нужно для того, чтобы насытиться.  И только в период празднования Белого месяца правило достаточности принято нарушать и попросту объедаться.

В этот праздник обязательно исполняется древний танец ёхор, символизирующий нескончаемый круг во времени и пространстве.

Главное во встрече Сагаалгана — это избавление от обид, злости и зависти. Белый месяц встречают с чистой душой и, свободным от негативных эмоций, сердцем.

Сурхарбан — «три игры мужей». Празднуется он в начале лета раз в год, в воскресенье.

Слово «сурхарбан» означает дословно «стрельба в сур».  Сур – это мишень, сделанная из колышка, который обмотан кожаным ремнем и воткнут в землю.  Слово «харбан» переводится как «состязание». Первоначально задачей  праздника было почитание духов Земли, но позже он стал своеобразным военным смотром, на котором отбирали наилучших воинов.    На празднование съезжалось огромное количество людей, каждый род выставлял наилучших своих борцов (баторов),  метких стрелков (мэргэнов), самых ловких наездников и самых быстрых жеребцов.  Стрельба из лука была самым главным видом боевого искусства бурят, поэтому на празднике именно в этом состязании каждый стремился показать наилучший результат. Самой зрелищной была борьба.  А третьим видом состязаний были конные скачки. Детей с малолетства учили стрелять из лука, ездить верхом и заниматься борьбой.

Традиции  и обычаи бурят учат миролюбию, терпению, семейственности, а самое главное, принятию мира таким, каков он есть, позитивному образу мышления: они в первую очередь благодарят за то, что есть, а не сетуют о том, чего нет.

Эвенки

            Эвенки произошли от смешения племен Восточной Сибири с пришедшими из Забайкалья тунгусами. И назывались раньше тунгусами. Численность эвенкийского населения была небольшая. Они вели кочевой образ жизни, жили родами.

Эвенки — это народ храбрый, веселый и добрый. Они  всегда отличались выносливостью, умением ориентироваться на необжитой местности. Очень наблюдательны.

С древних времен эвенки охотились на оленей, лося, кабаргу и медведя, занимались пушной охотой, разводили лошадей и оленей или же занимались рыболовством. Все эти занятия давали им все необходимое для жизни.

Русские первопроходцы с иркутскими эвенками впервые  встретились в конце XVI века. Они  учились у эвенков охоте и секретам выживания в суровых условиях севера, эвенки же позаимствовали у русских некоторые технологии производства предметов быта.

Эвенки – это народ, который поклоняется Духам. Есть дух тайги, дух воды, дух огня и т.д.  Особенно почтенно  они относятся к огню. По обычаям  нельзя в огонь плевать, кидать острые предметы, кости от животных и рыбы,  ругаться рядом с огнем. Нельзя класть одно полено. Кладут не менее трех.   Если переходишь в новое жилище,  обязательно нужно взять золу из старого очага. По поверьям эвенков,  огонь обладает сверхестественной силой и является хранителем семейного благополучия:  умеет читать мысли людей, предугадывать события.

Народ этой этнической группы считает, что к Духам нужно относиться почтительно: одаривать их подарками (повязывают разноцветные лоскутки, ленты на деревья, кормят огонь, бросая в него кусочки мяса, брызгая кровью, жиром.).   Духи в свою очередь одаривают за почтение богатой добычей рыбы, оленя, сохатого.  Дают здоровье, удачу, изгоняют болезни, несчастья.

На каждом празднике совершаются обряды изгнания, окуривания, очищения. Окуривание проводит самая уважаемая эвенкийская женщина из старейшин — сэнгкирэ при помощи жира и дыма священного можжевельника.  После окуривания все проходят через расщепленное дерево.

Эвенки проповедуют шаманство (слово «шаман» — тунгусское). Шаман — посредник между людьми и духами, в образе зверя или своего духа — предка он совершает полеты по мирам Вселенной, стремясь вылечить от болезней, найти пропавшее, узнать будущее, обеспечить хороший приплод зверей, помочь рождению ребенка или проводить в мир мертвых душу усопшего. Для этой цели у него есть духи — помощники,  фигурки которых вырезают из дерева, изготавливают из железа и меха.

К медведю самое трепетное у эвенков отношение. По поверьям эвенков – это прародитель. Есть  у эвенков Медвежий праздник, который устраивается по случаю добычи медведя.  Он сопровождается песнями, танцами, играми и продолжается до вечера.

Раньше эвенки — охотники использовали амулеты, изготовленные из медвежьих и беличьих лапок, из носов соболей. В эвенкийских семьях имелись хранители очага — обереги в виде куклы Сэвэк,  которые освящались окуриванием жира.  Обереги Сэвэк наряжали в красивую одежду. Их нельзя было показывать посторонним.  Хранила их женщина. Когда мужчина уходил на охоту, она доставала Сэвэк и просила ее об удаче на охоте.

Так же, как у бурят  у них есть обычай делиться с сородичами  добытым мясом, рыбой. Одинокие женщины, больные старики никогда не остаются без пропитания. Этот обычай основан на доброте, взаимовыручке, взаимопомощи.

            Тофалары

            Тофалары считаются самой малочисленной коренной народностью Иркутской области  — меньше 700 представителей.  Они называют себя тофы, тохы,  что означает «человек», «горный житель».          Тофы  населяют горные таежные районы  Восточных   Саян — Тофаларию, что расположена на территории Нижнеудинского района в бассейнах рек Бирюса,  Гутара, Ия и Уда.

В старинных китайских летописях рассказывается, что тюркское племя тофов делилось на 5 родов. Они  были подчинены общеплеменному вождю «великой голове». Во главе каждого рода стоял старейшина. Один из  родов называли «черные гуси» — карагасы. Со временем  все племя  стало называться карагасами. И именовалось так до  1934 г. По происхождению, языку и многим элементам культуры карагасы – тофы близки к тувинцам.

            Основу традиционного хозяйства тофаларов составляют охота и оленеводство. Олени используются для верховой езды и перевозки грузов-вьюков, дают  молоко.  Охотой занимаются не только мужчины, но и женщины. Объекты промысла — белка, соболь, выдра, лось, марал, косуля.

            Тофы — прекрасные следопыты и собиратели целебных трав. Умение читать книгу тайги передается из поколения в поколение.

Хотя тофалары в настоящее время живут в поселках со школами, больницами, культурно-просветительными учреждениями, в лечении предпочтение отдают травам, пьют зеленый чай и только кипяченую воду (сырую не пьют).

            В советское время обучение в школах велось только на русском языке,  поэтому родным языком сейчас владеют только 2% тофаларов.

            В прошлом тофалары вели кочевой образ жизни. Жили в чумах. (Конусный каркас из жердей, зимой покрытый шкурами, летом берестой, который легко можно было разобрать и перевезти с места на место). Во время колхозного строительства тофалары принудительно осели, им пришлось перестраивать ведение хозяйства. Для них были построены 3 села: Адыгжер, Нерха и Верхняя Гутара, в коих они и сейчас проживают. Это как раз то место, куда, как поется в известной песне, «только самолетом можно долететь», а связаться — по рации.

Впоследствии колхозы преобразовались в зверосовхозы.

Сегодня от оленеводства и пушной охоты тофалары перешли к земледелию, разведению скота и собирательству кедрового ореха. Добыча ореха и индивидуальная промысловая деятельность — основной доход многих тофаларских семей. И еще — гуманитарная помощь продуктами питания.

            Несмотря на упадок традиционного хозяйства и кризис этнического развития, тофалары сохраняют свои  обычаи и традиции, передавая из поколения в поколения  легенды, сказки и песни.

Это   православный народ, но у них сохранились традиционные верования в духов, хозяев гор,  тайги.

Народы, населяющие Иркутскую область, такие разные!

У населения Иркутской области очень разные вероисповедания. В одном г. Иркутске множество храмов разных религиозных конфессий.

Сегодняшний день области – это совместное созидание и благоустройство нашей иркутской земли коренными народами вместе с теми людьми, которые суровый край считают своей малой родиной. В области не вспыхивают конфликты между разными народами, потому что изначально отношения строились на трёх основах:

            Признание – способность видеть в другом другого и осознание его права быть другим, отличным от остальных;

            Принятие – безусловное положительное отношение к таким отличиям;

            Понимание – умение заглянуть в мир другого со своей точки зрения и его.

Задача подрастающего поколения – сохранять добрые отношения. Проявлять терпимость к различиям между людьми, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и обязанности, не нарушая прав и свобод других людей. Толерантность означает уважение, принятие многообразных культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности.

Презентация

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.