28 Марта 2024 16:30

Переменка. 9 мультфильмов, которые произвели настоящую революцию в анимации

[ A+ ] /[ A- ]

Про братьев Люмьер и первый фильм мы ещё помним, а о первых мультиках не очень. Но никогда не поздно наверстать упущенное. Вот несколько важных картин, которые в своё время открыли новую эпоху в истории анимации. Некоторые из них вы точно видели (и не один раз!), а о других, скорее всего, даже не слышали.

1. «Фантасмагория» (Франция, 1908)

Короткая лента Эмиля Коля считается первым в мире мультфильмом. «Фантасмагория» — в некотором роде «Прибытие поезда» от анимации: фактически оба фильма на самом деле не были первыми. Титул главного анимационного новатора с «Фантасмагорией» разделяют как минимум «Комические фазы смешных лиц» (1906) и «Очарованный рисунок» (1900), но история распорядилась так, что лавры отошли творению Коля.

Палочный человечек, схематичные предметы, неуклюжие действия — современному человеку, который привык к буйству красок и 3D-эффектам, «Фантасмагория» покажется визуально безыскусной. Сегодня нарисовать и отснять несколько кадров (у Коля их было около 700) может почти любой желающий, и сложно представить, что когда-то и это было большим прорывом.

Комично-сюрреалистическое содержание «Фантасмагории» тем не менее впечатляет до сих пор. Руки аниматора беспрепятственно влезали в нарисованный мир и спасали главного героя, превращали слона в дом, а бутылку заставляли ходить. Эти невиданные тогда метаморфозы и свобода вызывали у публики восторг и вдохновляли других художников оживить свои творения, а Эмиля Коля позднее стали называть «отцом анимации».


2. «Динозавр Герти» (США, 1914)

Киноведы считают что работы Эмиля Коля повлияли в том числе на Уинзора Маккея, автора мультфильма «Динозавр Герти». В нём было сразу несколько новых приёмов. Маккей тщательно работал над реалистичностью изображения, высчитывал наиболее правдоподобную частоту дыхания его героини, консультировался с экспертами по поводу анатомии вымерших животных. Он впервые использовал анимацию по ключевым кадрам (метод, при котором промежуточные кадры добавляют лишь после отрисовки основных). В ранних мультфильмах картинка часто сильно дрожала, и Маккей решил эту проблему всего-то с помощью нескольких меток, которые помогли точно совместить все рисунки. Он не скрывал и даже не патентовал свои изобретения, и вскоре их взяли на вооружение все мультипликаторы.

Маккей заслужил себе место в истории анимации не только технологическими разработками. Сами по себе движущиеся картинки быстро перестали привлекать публику. Немногие осознавали потенциал анимации, а Маккей уже тогда считал её полноценным искусством. Его Герти стала для мультипликации первой настоящей героиней: у неё был свой характер и эмоции. Маккей хотел доказать, что мультфильмы должны рассказывать истории и показывать зрителям многогранных персонажей.

Так и случилось: бессюжетные короткометражки со временем пошли на спад, а новое поколение аниматоров стало разрабатывать оригинальных и узнаваемых героев и уделять больше внимания сценарию. Среди последователей Маккея был и небезызвестный Уолт Дисней.


3. «Месть кинематографического оператора» (Россия, 1912)

Когда Маккей ещё только анонсировал свой мультфильм о древних монстрах, Владислав Старевич уже вовсю делал анимационные короткометражки с законченным сюжетом. Тем не менее его главным достижением считается создание кукольной анимации.

«Месть кинематографического оператора», которую называют первым кукольным мультфильмом, затрагивала совсем не детские темы — супружескую измену. В те времена мультфильмы не были развлечением только для детей, и сам по себе сюжет никого не удивил. Но детализация, реалистичные муляжи, крохотные декорации и кропотливая работа Старевича впечатляла даже самую искушённую публику.

От образовательных лент к мини-комедиям с насекомыми в главных ролях Старевич перешёл благодаря случаю. Он планировал снять новый документальный фильм о жуках-оленях, но студийное освещение делало его героев пассивными. Режиссёр вышел из ситуации с помощью муляжей и покадровой анимации. Тогда Старевич понял, что может создавать и игровые постановки. Его комические мультфильмы о насекомых пользовались огромным успехом во всем мире. А журналисты гадали, каким образом русскому режиссёру удалось так выдрессировать обыкновенных жуков.

Уолт Дисней признавал, что Старевич «обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий». Поспорить с этим сложно: спустя много лет кукольная анимация стала популярной и подарила нам «Крокодила Гену», «38 попугаев», «Кошмар перед Рождеством» и «Бесподобного мистера Фокса».


4. «Пароходик Вилли» (США, 1928)

Когда-то некоторые критики и киноделы считали звук в кинематографе новшеством, которое не принесёт молодому искусству ничего хорошего. Уолт Дисней, напротив, был уверен, что за звуковым кино будущее.

Далеко не все были в восторге от дерзких планов Диснея снять звуковой мультфильм, но с первых показов «Пароходик Вилли» стал хитом. Дисней первым добился полной синхронизации изображения и звука: секретным приёмом оказалась дорожка с метрономом.

Нельзя не вспомнить и о том, что именно с этой ленты началась мировая популярность Микки Мауса. Очаровательный антропоморфный мышонок уже дважды появлялся в немых мультфильмах Диснея, но им не удалось впечатлить аудиторию. После «Пароходика Вилли» о Диснее и его главном персонаже заговорила вся Америка.


5. «Цветы и деревья» (США, 1932)

Дисней продолжал экспериментировать. Одним из ранних проектов его студии был сериал Silly Symphonies. Когда Дисней узнал о трёхцветном процессе «Техниколор» и увидел первые пробы, он немедленно решил добавить в свои мультфильмы красок. Дисней выбрал для этого чёрно-белую ленту «Цветы и деревья», которая уже была в работе, и переделал её по новому стандарту.

Зрители тепло приняли новый мультфильм. Вдохновлённый Дисней заявил, что отныне весь сериал будет выходить в цвете. Этот процесс был дорогим, и коллеги аниматора сперва пришли в ужас, но видение Диснея вновь оказалось правильным. Silly Symphonies ждал невероятный успех.

«Цветы и деревья» получил «Оскар» в новой тогда номинации «Лучший анимационный короткометражный мультфильм».


6. «Белоснежка и семь гномов» (США, 1937)

Уолт Дисней понимал, что пришло время полнометражных мультфильмов. Его интерес к короткометражкам ослаб, и Дисней решился на куда более смелый проект, каким и стала «Белоснежка». В киноиндустрии называли планы Диснея чистой глупостью, которая разорит его студию. Но Дисней стоял на своём и даже заложил дом, чтобы оплатить создание картины.

Риск оправдался, и грандиозные старания не прошли даром. «Белоснежка» стала настоящей вневременной классикой. Новаторским был не только размах проекта, но и его исполнение. Проработанные динамичные персонажи, плавные движения, полноценный сюжет, спецэффекты, насыщенные краски. Волшебная сказка открыла для анимации новые горизонты, а самому Диснею принесла почётный «Оскар», уважение даже самых упрямых скептиков и большой гонорар.

Белоснежка стала первой диснеевской принцессой и заложила многолетнюю традицию классических мультфильмов, которая продолжается до сих пор.


7. «101 далматинец» (США, 1961)

Даже у Уолта Диснея дела не всегда шли гладко. «Спящая красавица», на которую ушло шесть миллион долларов, заработала гораздо меньше, и Дисней всерьёз подумывал закрыть отдел мультипликации. Ситуация казалась безнадёжной: ему советовали забыть об анимации и сосредоточиться на телевидении. Дисней, к счастью, этого не сделал, и нашёл другой выход.

Мультфильм «101 далматинец» перевернул стиль диснеевских лент. Раньше все кадры рисовали вручную, а теперь художнику помогала ксерокопирующая машина. Аниматор мог больше не тратить время на раскрашивание каждого небольшого пятнышка (а стоимость предыдущих работ студии подскочила как раз из-за такой детальности). Очень кстати пришёлся и чёрно-белый окрас далматинцев, что ещё больше сэкономило время и силы создателей мультфильма. Минимизация коснулась и фона: вместо проработки каждого объекта художники рисовали контуры поверх пастельных пятен.

Самому Диснею был не особо по душе грубоватый и уже не такой сказочный новый стиль, но благодаря ксерографии мультипликация в его студии продолжила жить.


8. «Флинстоуны» (США, 1960-1966)

Ситком «Флинстоуны», который карикатурно смешал черты современного американского общества с антуражем каменного века, шёл в 60-х годах на канале ABC. Мультфильм был настолько популярен, что его показывали в прайм-тайм, чего прежде не добивался ни один анимационный сериал.

Создатели шоу — Уильям Ханна и Джозеф Барбера, один из самых успешных творческих союзов аниматоров. «Том и Джерри», «Скуби-Ду», «Джетсоны» — и это далеко не все их хиты. Чем выделились «Флинстоуны»? Когда Ханна и Барбера придумывали очередной сериал, они хотели сделать его интересным и для детей, и для взрослых. И им это удалось! Дети смеялись над незатейливым комизмом, а взрослые могли оценить жизненный подтекст.

«Флинстоуны» были скорее мультсериалом не о каменном веке, а о людях, их мыслях, поступках и проблемах, в которых во все времена есть много общего. Например, знаменитые «Симпсоны», которые ушли намного дальше в сатире и противоречивых темах, были их прямыми наследниками.


9. «История игрушек» (США, 1995)

Компьютерная эпоха мультипликации открылась трогательной картиной о приключениях игрушек мальчика Энди. Многие мультфильмы, которые мы смотрим сегодня, делаются по тем же принципам, которые когда-то разработали создатели первой «Истории игрушек».

После того как режиссёр Джон Лассетер увидел спецэффекты в фильме «Трон», он загорелся идеей снять полнометражный мультфильм исключительно при помощи компьютерной графики. В то время он работал в Disney и предложил такой проект начальству, но они не оценили задумку, и Лассетера уволили. Он устроился в Pixar и уже там создал компьютерную короткометражку «Оловянная игрушка», за которую получил «Оскар». Disney вдруг сразу стала заманивать режиссёра обратно. Переговоры закончились сотрудничеством Disney и Pixar и съёмками «Истории игрушек». На создание картины ушло около 800 тысяч часов работы компьютеров, в одном только ковбое Вуди было целых 723 элемента управления. Аниматоры трудились над каждым бликом и каждой ворсинкой. Результат побил все ожидания. Критики расхвалили мультфильм не только за инновационную анимацию, но и за сюжет, который может заставить проронить слезу даже взрослого.

«Бесконечность — не предел!» — говорил один из главных героев «Истории игрушек» Базз Лайтер. Вспоминая, какой путь прошла мультипликация от немых примитивных набросков до ярких и объёмных миров, поспорить с этим сложно.

«МЕЛ»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.